Вівторок, 17.Лип.25, 2:46:05 PM | Вітаю Вас Гість | Реєстрація | Вхід
RSS

Парафія Вмч. Юрія Переможця.УАПЦ. м. Київ.

The Parish of the Great Martyr, St. George the Victorious.

UAOC. Kyiv

Каталог статей

Головна » Статті » Виховання та навчання

Постимо постом приємним.
Постимся постом приятным

Иоанн Златоуст сказал: «Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих, будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния».
Соблюдение поста – это, прежде всего, усилие освободить свой дух от влияния плоти и материи. Конечно, человек не может абсолютно не зависеть от своего тела и материальных потребностей, но, согласитесь, как легко порой мы поддаемся соблазну именно плотские и материальные желания поставить на первое место среди своих ценностей. Поэтому именно духовный пост, в течение которого мы очищаем свою душу, является главной целью этого периода, но он невозможен без поста телесного, который становится как бы толчком, стимулом, первым шагом в направлении духовного роста.
Истинно верующие люди считают, что во время поста мы продолжаем жить в миру, а духом совершаем паломничество в монастырь; мы создаем для себя такой образ жизни, чтобы он как щит, как невидимый панцирь защищал нас от греховного мира. И прежде всего имеется в виду не внешний греховный мир, а наш собственный несовершенный внутренний мир. Соблюдение поста – одно из самых сильных средств для изменения себя к лучшему. Это время усиленного воздержания от всего наносного, ненужного, недоброго.
Как же это связано с воздержанием от чревоугодия? Наверное тем, что это первая ступень способа самоконтроля, самовоспитания. Это самая простая попытка высвободить наши устремления от плотских примитивных удовольствий и направить их в другое русло. «Кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострадальной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно чрез наше невоздержание», – писал Иоанн Кронштадтский.
Полагаю, всем знакомо желание вздремнуть или побездельничать после обильного обеда. Когда наше тело практически постоянно находится в подобной неге, мысли текут вяло и лениво, хочется лишь равнодушно переключать кнопки на телевизионном пульте, планируя меню приближающегося ужина. Те же, кто пережил опыт жесткого самоограничения в еде, знают, какое огромное количество физической энергии высвобождается в эти периоды! На ночной отдых требуется гораздо меньше времени: сон становится глубже, а наутро человек чувствует себя полностью отдохнувшим. Вот тогда и понимаешь, как много сил ежедневно забирает у нас процесс пищеварения. Можно представить, какое же облегчение должны пережить люди, склонные к привычному перееданию. А какими ясными становятся чувства и мысли! В итоге, элементарное самоограничение в еде высвобождает массу чистой энергии, которую можно направить в другое русло: молитва, уединение, размышление, самонаблюдение, чтение духовной литературы, самоанализ и воздержание от недобрых дел, слов и мыслей, борьба со слабостями и дурными привычками и, как результат, духовный рост. Пост – это время особенно глубокого внимания к тому, что происходит в душе.
Если подойти к воздержанию во время поста с глубоким осознанием, этот период может стать для вас великим источником духовных благ.
Во время соблюдения поста особенно легко поддаться искушению возгордиться собой, погрузиться в самолюбование: вот, мол, какой я просветленный, помыслы мои чисты и высоки, не то что у людишек, меня окружающих; мне непременно воздастся за мои усилия и труды! Думая так, мы впадаем в другую крайность, в другой грех, говоря словами Библии. И вместо духовного роста и очищения получаем лишь рост гордыни, самомнения и самолюбования.
Отшельник постился в течение всего года, питаясь один раз в неделю. После этой жертвы он попросил Бога показать ему истинное значение одного стиха в Священном Писании. Ответа не было. «Что за пустая трата времени, – сказал отшельник себе. – Я так старался, а Бог даже не отвечает!» В этот момент появился ангел и сказал: «Если двенадцать месяцев поста нужны только для того, чтобы думать, что ты лучше других, Бог тебе не ответит».
Пост обычно продолжается сорок дней. Откуда же взялось число сорок?
Сорок — знаменательное, часто встречающееся в Священном Писании число. Иудейский народ скитался в пустыне сорок лет, пророк Моисей постился сорок дней, Спаситель после Своего Крещения провел в пустыне сорок дней, а после Своего Воскресения в продолжение сорока дней учил Апостолов тайнам Царства Божия. Первые Апостолы узаконили в Церкви Христовой ветхозаветный обычай оплакивать умерших в течение сорока дней. На основании этого Святая Церковь с древнейших времен установила правило творить поминовение усопших в продолжение сорока дней (Сорокоуст) и особенно на сороковой день. Старец схиархимандрит Зосима отмечал, что вся история человечества измеряется «седминами и сороковинами».
Современные ученые говорят, что сорок дней – это завершенный цикл, в течение которого организм полностью перестраивается под новые условия жизни. Поэтому если в течение сорока дней вы ежедневно повторяете какие-то действия, ведете определенный образ жизни, вам будет легко продолжать это делать и по окончании этого срока. Таким образом, во время поста мы привыкаем к умеренности в еде, к прекрасному ощущению легкости в нашем теле и душе, а ежедневный анализ своих поступков и мыслей и чтение духовной литературы становятся потребностью. К тому же, если в течение этих сорока дней вам удалось воздерживаться от своих дурных привычек, значит, вы сможете без особых усилий продолжать свою жизнь без них.
Мне бы хотелось закончить свои размышления словами игумена Никона Воробьева: «В дни Святого поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения».
 
Елена НИКОЛАЕВА
Категорія: Виховання та навчання | Додав: Maksym (10.Лют.21)
Переглядів: 427 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:

Пошук

Соціальні мережі

Наш сайт існує:

Flag Counter
The Parish of the Great Martyr, St. George the Victorious, UAOC. Kyiv. 2007-2016 ©